VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ особенностей системы принятия решений в организации ООО «Дмитровтеплосервис» и предложении мер по совершенствованию разработки управленческих решений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011174
Тема: Анализ особенностей системы принятия решений в организации ООО «Дмитровтеплосервис» и предложении мер по совершенствованию разработки управленческих решений
Содержание
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
     ВВЕДЕНИЕ	3
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ	6
     1.1. Классификация управленческих решений и их особенности	6
     1.2. Процесс и методы принятия решений в условиях  неопределенности	12
     1.3. Управление и принятие решений в условиях риска	18
     ГЛАВА 2 . АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ДМИТРОВТЕПЛОСЕРВИС»	26
     2.1. Организационно-правовая характеристика организации	26
     2.2. Экономическое обоснование необходимости принятия решений в  организации «Дмитровтеплосервис»	34
     ГЛАВА 3.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В                                                                      ООО «ДМИТРОВТЕПЛОСЕРВИС»	49
     3.1. Условия развития процесса выработки управленческих решений на предприятии	49
     3.2 Система контроля выполнения решений в ООО «Дмитровтеплосервис»	56
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ	65
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	68
     ПРИЛОЖЕНИЯ	72
     
      
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что решения принимаются руководителями всех рангов. Вопросы, по которым принимаются решения, носят самый разнообразный характер, в зависимости от возникшей организационной проблемы. Назначение решения - устранить проблему, обеспечить нормальный ход работы организации. 
     Управленческое решение - это творческий акт руководителя по выработке оптимального комплекса действий для выполнения производственной задачи. Решения являются основной формой и специфическим продуктом управленческого труда. От обоснованности и оптимальности решений зависят итоги производственной деятельности подразделения, престиж коллектива, авторитет руководителя,  настроение и взаимоотношения членов коллектива. Принятие решений является ответственным и сложным делом.
     Решение должно приниматься с учетом действия экономических, социальных и других законов, анализа конкретной производственной обстановки и на основе достоверной информации. 
     Определенные аспекты управленческих решений лишь подтверждают важность и актуальность исследования вопроса принятия решения в управлении предприятием. На самом же деле процесс и методы принятия решения требуют детального рассмотрения не только в теоретическом аспекте, но и на примере конкретного предприятия. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
     Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе особенностей системы принятия решений в организации ООО «Дмитровтеплосервис» и предложении мер по совершенствованию разработки управленческих решений. 
     В выпускной квалификационной работе объектом исследования является организация ООО «Дмитровтеплосервис».
     Предметом исследования являются особенности принятия управленческих решений в организации.
     В сочетании с указанной целью следует определить гипотезу, которую предстоит подтвердить или опровергнуть: анализ механизма принятия решений в ООО «Дмитровтеплосервис» выявит существенные недостатки в данной сфере, которые снижают эффективность финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия. 
     Для достижения поставленной цели требуется выполнить задачи:
     - определить сущность и основные этапы разработки управленческих решений в условиях неопределенности;
     - рассмотреть основные методы снижения неопределенности при разработке и выборе управленческих решений;
     - охарактеризовать организационные основы функционирования ООО «Дмитровтеплосервис»;
     - проанализировать финансово-экономические показатели деятельности ООО «Дмитровтеплосервис»;
     - предложить процедуру разработки и выбора управленческих решений в ООО  «Дмитровтеплосервис»;
     - применить методы снижения неопределенности при разработке и выборе управленческих решений в ООО «Дмитровтеплосервис».
     Частные решения должны быть согласованы с ранее принятыми и уже действующими, и не должны противоречить общим решениям, так как решение текущих вопросов прямо или косвенно вытекает из главных задач предприятия. 
     Стоит отметить, что по теме исследования имеются серьезные научно-методические разработки. В частности, данной тематике посвящены научные труды ФИО авторов  Аналоу Ф.Л., Асаул А.Н., Балдин К.В., Вавилов С.В., Голубков Е.П., Карданская Н.Л., Карпов А.В. и др. Благодаря исследованиям названных авторов в отечественной науке достаточно емко сформулированы основные научные положения в исследуемой области, однако, на наш взгляд, в каждом конкретном предприятии в процессе разработки управленческих решений необходимо учитывать особенности его развития и ограничения рисками.
     Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили научные публикации (статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах, книги, электронные ресурсы) по тематике исследуемой проблемы. 
     При написании выпускной квалификационной работы использован такой инструментарно-методический аппарат, который включает в себя общетеоретические методы исследования (системный и ситуационный подход) и частные методы исследования (анализ, синтез, индукция, аналогия, обобщение и т.д.).
     Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности предприятия. В выпускной квалификационной работе проведено исследование, в котором обобщены практические стороны разработки управленческих решений на конкретном предприятии. На основе исследования сделаны выводы и предложены рекомендации по снижению неопределенности на предприятии.
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав с шестью параграфами, заключения, список использованной литературы, приложения. Выпускная квалификационная работа содержит 4 таблицы, 8 рисунков, 4 приложения, 35 источников литературы.
     
     
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
     1.1. Классификация управленческих решений и их особенности
     
     Опыт успешных предприятий показывает, что достижение высокой эффективности невозможно без наведения порядка в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные сроки и с надлежащим качеством. Качество получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием. В процессе деятельности организаций постоянно возникают ситуации, когда имеет место необходимость выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. В итоге такого выбора появляется определенное решение.
      «Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации)»?4, с. 128?. Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.
     В современных условиях  существует высокая степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка. Поэтому здесь большую роль играют методы перспективного анализа, позволяющие принимать управленческие решения на основе оценки возможных в будущем ситуаций и выбора из нескольких альтернативных вариантов решений. Разработка и осуществление эффективных управленческих решений является важнейшей предпосылкой обеспечения  конкурентоспособности продукции организации и самой организации на рынке, а также создания оптимальной структуры организации, осуществления обоснованной кадровой политики и рационализации других сторон деятельности организации.
     Выбор  правильного и эффективного управленческого решения  представляет собой результат комплексного использования экономического, организационного, правового, технического, информационного, логического, математического, психологического и других аспектов.
     Сущность управленческого решения с экономической стороны состоит в том, что каждый шаг требует материальных и финансовых ресурсов. Сопоставляя затраты с возможными выгодами, определяют целесообразность данного решения.
     Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потребления продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества. Также можно сказать, что это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
     Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.
     Качество управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность и, в целом, – эффективность.
     Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем, совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Иначе говоря, в какой степени управленческого решения обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях рыночных отношений.
     Для принятия качественного управленческого решения применяют научные принципы и подходы, методы моделирования, автоматизированное управление, интуицию, рациональность и опыт. Интуитивный метод напрямую зависит от ощущений и опыта, и если ориентироваться только на него, то можно стать заложником случая, столкнувшись с новыми непредвиденными обстоятельствами. Поэтому для  стратегического управления  рекомендуется использовать научные методы анализа и оптимизации, учитывая и рассматривая несколько альтернатив.
     Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Управленческие (организационные) решения отличает следующее:
     * Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
     * Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни, и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие предприятия может существенно повысить уровень безработицы.
     * Разделение труда.  Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существуют определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
     * Профессионализм.  В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
     Поскольку принятые решения касаются не только самого менеджера, но и других людей и во многих случаях - всей организации, понимание природы и сути этого процесса чрезвычайно важно для эффективного управления.
     Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
     Поэтому необходимо выделить место решений в схеме взаимодействия цели и конечного результата деятельности (рис. 1.1).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     



Рисунок 1.1 - Схема взаимодействия цели и конечного результата деятельности
     
     В управленческой практике в процедуре принятия решений сложились два основных подхода: индивидуальный и групповой.
     Индивидуальный подход предполагает, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров. При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество его состоит в том, что разрешение работникам участвовать в принятии решений увеличивает эффективность.
     В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих разнообразными характеристиками. Однако существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать (таблица 1.1).
     Таблица 1.1 - Классификация управленческих решений
Признак классификации
Вид
1
2
По степени повторяемости проблемы (степени сложности подготовки управленческих решений)
Традиционные;
Нетипичные
По значимости цели
Стратегические;
Тактические
По сфере  воздействия
Локальные;
Глобальные
По сроку действия последствий решения
Долгосрочные;
Среднесрочные;
Краткосрочные
По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении лиц, принимающих решения
Детерминированные решения;
Вероятностные
По широте охвата
Общие решения;
Узкоспециализированные
По субъекту, принимающему решения
Единоличные;
Групповые или коллективные
По количеству критериев выбора
Простые; Сложные
     
     Продолжение таблицы 1.1
1
2
По жесткости регламентации
Контурные;
Структурированные;
Алгоритмические
В зависимости от метода разработки
Формализованные;
Неформализованные
По функциональному признаку
Экономические;
Социальные;
Технические;
Организационные

     Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.
     Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Интуитивное решение - это выбор, основанный на суждениях, ощущениях, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Рациональное решение не зависит от прошлого опыта и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
     На принятие решений большое влияние оказывает личностный профиль менеджера, то есть та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую несут с собой его решения к исполнителям.
     Влияние личности менеджера на характер разрабатываемых решений дополняет их классификацию следующими разновидностями, зависящими от соотношения усилий руководителя на двух основных фазах принятия решения [19, стр. 71]: 
      - стадии генерации и разработки альтернатив (А);
      - стадии их критического анализа, оценки и контроля (К).
     Инертные решения (А << К) характеризуются крайне медленным появлением исходной гипотезы, оценки сверхкритичны, каждый шаг проверяется неоднократно, что ведет к растягиванию процесса принятия решений во времени.
     Решения осторожного типа (А < К) характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Человек, прежде чем прийти к какому-либо выводу, совершает множество разнообразных подготовительных действий. Решения уравновешенного типа (А = К) свойственны людям, которые предварительно анализируют условия и требования задачи, формулируют исходную идею и только после этого приступают к проблеме. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.
     Рискованные решения (А > К) напоминают импульсивные, разница заключается в том, что они не обходят этап обоснования гипотезы, а приходят к оценке лишь после того, как обнаружена какая-то несообразность. В конечном счете, хотя и с опозданием, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются.
     Импульсивные решения (А >> К) характерны для людей, которые относительно легко генерируют идеи, но мало заботятся об их оценке, соответственно процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Это приводит к тому, что процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки.
     
     
     1.2. Процесс и методы принятия решений в условиях неопределенности
     
     Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. Принятие управленческого решения, по существу, является промежуточной фазой между управленческим решением и управленческим воздействием. Исходя из этого, эффективность управленческих решений следует охарактеризовать как совокупность эффективности разработки управленческих решений и эффективности осуществления этих управленческих решений.
     Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
     При разработке управленческого решения одновременно идут два процесса: творческая деятельность, направленная на решение новых задач, и технократическая деятельность, основанная на пунктуальном выполнении оправдавших себя управленческих процедур. Эти процессы, постоянно обновляясь, составляют основу управления. Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (рисунок 1.2) [1, с. 64].
     











Рисунок 1.2 - Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческих решений
     
     Управленческое решение можно формировать на трех стадиях развития проблемы (рисунок 1.3) [1, с. 65]:
      - в начале развития (область 1), когда величина проблемы еще не внушает опасений. Решение будет действовать по упреждению;
     - в период устойчивого опасного развития (область 2), когда величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность. Решение будет действовать с некоторым запозданием от проявления негативных результатов проблемы;
      - в период стабилизации (область 3), когда всем станут очевидны размеры проблемы и опасное действие. Решение будет действовать в режиме реального времени.
     Значимость параметров
     

							Цель
				Проблема
				1		2			3     Ситуация
	
								       Время
Рисунок 1.3 - Стадии развития проблемы
     
     Проблема формируется как разность между значениями цели и ситуации, пунктиром на рисунке показаны пути возможного изменения ситуации. Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет уточнен и индивидуализирован.
     Требования, предъявляемые к решениям:
     * минимальное число корректировок;
     * сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение – ответственность должна быть равна его полномочиям;
     * единство распорядительства – решение (или распоряжение) должно исходить от непосредственного руководителя. На практике это означает, что вышестоящий руководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя;
     * строгая ответственность – управленческие решения не должны противоречить друг другу;
     * обоснованность – управленческое решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития;
     * конкретность;
     * полномочность – управленческое решение должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;
     * своевременность – управленческое решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.  
     «Эффективность – это результативность производства, труда или управления»?12, с. 156?. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
     - применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
     - изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
     - обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
     - применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
     - структуризация проблемы и построение дерева целей;
     - обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
     - обеспечение многовариантности решений;
     - правовая обоснованность принимаемого решения;
     - автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
     - разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
     - наличие механизма реализации решения.
     Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.
     Эффективным считают решение, если:
     1.      Оно исходит из реальных целей.
      2.      Для его осуществления есть необходимое время и нужные ресурсы.
      3.      Оно может быть осуществлено в конкретных условиях организации.
      4.      Предусмотрены нештатные, аварийные ситуации.
      5.      Оно не провоцирует конфликтные ситуации и стрессы.
      6.      Предвидены изменения в деловом и фоновом окружении.
      7.      Оно дает возможность осуществлять контроль исполнения.
     В теории управленческих решений имеется огромное количество всевозможных методов. Все их можно объединить в три группы: 
     - неформальные (эвристические), 
     - коллективные,
     - количественные [3, с. 83].
     Таблица 1.2 - Содержание основных этапов принятия и реализации решения
Фаза
Содержание фазы
1. Анализ ситуации
Наблюдение за внутренней средой фирмы. Наблюдение за внешней средой
2. Идентификация проблемы
Описание проблемной ситуации. Выявление организационного звена, где возникла проблема. Формулировка проблемы. Оценка ее важности. Выявление причин возникновения проблемы
3. Определение критериев выбора
Детальное описание объекта. Определение области изменения переменных факторов. Определение требований к решению. Определение критериев эффективности решения. Определение ограничений 
4. Разработка альтернатив
Расчленение задачи на подзадачи. Поиски идей решения по каждой подзадаче. Построение моделей и проведение расчетов. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме. Обобщение результатов по каждой подзадаче. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче. Разработка вариантов решения всей задачи
5. Выбор наилучшей альтернативы	
Анализ эффективности вариантов решения. Оценка влияния неуправляемых параметров
6. Согласование решения
Проработка решения с исполнителями. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами. Утверждение решения
7.Управление реализацией
Подготовка рабочего плана реализации. Распределение работ по исполнителям и срокам. Реализация плана
8. Контроль за исполнением решения
Внесение изменений в решение в ходе его реализации. Оценка эффективности принятого и реализованного решения
     
     Неформальные (эвристические) методы принятия решений основаны на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения, и представляют собой совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Основу эвристических методов составляет метод индукции, то есть переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом.
     Преимуществом этих методов является то, что решения принимаются оперативно. Недостаток же в том, что они не гарантируют от выбора ошибочных решений, поскольку эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной предприятия и имеется типовая методика борьбы с ними [5, с. 98].
     Коллективные методы обсуждения и принятия решений могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п. Наибольшее распространение получил такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм» или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Для того чтобы решить сложную проблему, собирается группа людей в обстановке, максимально благоприятной для свободного генерирования идей, предлагаются любые, даже самые абсурдные решения проблемы. Запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы фантастической она ни была. 
     Часто применяемыми на практике коллективными методами принятия решений являются экспертные методы, основанные на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности.
     
     
     1.3. Управление и принятие решений в условиях риска 
     
     В наиболее общем виде управленческое решение представляет собой выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение является основным и наиболее эффективным средством воздействия субъекта управления на управляемый объект. Это подтверждает тот факт, что сам процесс управления многие исследователи ассоциируют с процессом подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Так, например, профессор М. М. Максимцов считает, что «технология управления является набором приемов, методов и способов принятия управленческих решений»[4, с. 159?. Он рассматривает управленческое решение как продукт (основной результат) управленческой деятельности. 
     В условиях рыночных отношений проблема оценки и управления рисками приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления. Большинство управленческих решений принимаются в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайности и др.
     Кроме того, управление предприятием  - это прежде всего управление на основе постоянных нововведений. А такая модель инновационного развития носит рисковый характер, так как предполагает постоянные изменения ассортимента, предложений, цен на них и т. д. Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск.
     Риск можно определить как неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели. Для более полной характеристики определения риска целесообразно выявить понятие «ситуация риска», так как оно непосредственно сопряжено с содержанием термина «риск». Понятие ситуация можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Рискованной ситуации сопутствуют три условия:
      - наличие неопределенности;
      - необходимость выбора альтернативы;
      - возможность оценить вероятность осуществления альтернатив.
     Ситуация риска  отличается  от  ситуации неопределенности. Они требуют  разных подходов  к выбору оптимальных решений и используют разные критерии. Риск предполагает ситуацию, в которой принимающий решение может установить не только все возможные последствия своего решения, но и вероятности их появления.
     В настоящее время существует немало определений понятия «риск». В частности, риск – это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов. Исходя из такого понимания риска, основными элементами рисковой ситуации являются возможные потери или выигрыш, последствия принятого решения, альтернативность и неопределенность.
     В основе управления риском лежат знания и опыт, полученные в результате ранее возникавших случаев ущерба. Появляется возможность предугадать вероятность появления похожих случаев в будущем и вовремя принимать все необходимые меры к минимизации его негативных последствий. Управление риском непосредственно имеет контакт с решением общих проблем функционирования организации: системы экономического и морального стимулирования работников.
     В зависимости от возможного  экономического результата решения риски делятся на чистые и спекулятивные.
     Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этой категории рисков относятся природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков.
     Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как отрицательного, так и положительного результата. К ним относится финансовые риски.
     Риском можно управлять, используя совокупность методов, приемов, мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к снижению отрицательных последствий наступления событий.
     Принятие решений в условиях риска состоит из трех этапов:
     - на первом этапе признается рискованность ситуации и оценивается возможность принятия ее для конкретного менеджмента;
     - на втором этапе устанавливается оценка степени риска;
     - на третьем этапе дается характеристика конкретным действиям в сложившихся условиях, которые охватывают внутреннюю и внешнюю сферы деятельности организации.
     Прежде, чем принять управленческое решение следует провести анализ рисков. Анализ рисков бывает качественный и количественный.
     Качественный анализ - определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям. Количественный анализ позволяет вычислить величину риска всего проекта и отдельных рисков.
     Менеджер старается сравнить просчитать по многим параметрам возможный выигрыш и проигрыш, то есть исход последствия принимаемого решения. При высокой вероятности и величины выигрыша, скорее всего, принятое решение будет связано с риском. В противоположной ситуации, когда опасность потерь носит значительный характер, принятое решение будет иметь обещающе минимальный риск.
     Так же при анализе альтернативных решений производится оценка степени риска, включающая в себя установление количественного значения вероятности наступления события, его последствий и допустимого уровня риска.
     Оценка риска может быть качественной (атрибутивной, словесной) и количественной. Количественная оценка более объективна, но получить ее достаточно трудно. Более просто устанавливаются  атрибутивные оценки (например, высокий, средний, низкий уровни риска). Такие оценки более часто используются при принятии решений, хотя они и менее объективны. Для количественной оценки риска достаточно приблизительных оценок, которые должны иметь понятное содержание. Такой характеристикой может быть только вероятность, то есть количественная мера возможности наступления случайного события. 
      Деятельность любого предприятия  сопряжена с риском, в силу того что оно функционирует в среде, которая характеризуется сложностью и динамизмом. Сложность определяется количеством факторов внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие, и тем, насколько эти факторы схожи между собой. Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно меняется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым). В связи с этим можно выделить четыре типа ситуаций (рисунок 1.4) [7, с. 109].
     Наиболее благоприятной является ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью (квадрант 1 на рисунке 1.4). В этом случае можно предположить, что внешняя среда не будет преподносить много «сюрпризов».
     Ситуация умеренной неопределенности (рисунок 1.4, квадрант 2) является уже более напряженной. Элемент значительного риска вносит высокая степень сложности внешней среды. Однако она не претерпевает частых серьезных изменений и является достаточно стабильной.
     Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью (рисунок 1.4, квадрант 3), требует от фирмы достаточной гибкости в связи с постоянно меняющимися условиями внешней среды.
     Наибольшую сложность представляет собой ситуация высокой неопределенности (рисунок 1.4, квадрант 4). Это связано с тем, что внешняя среда полна динамизма и неопределенности.
     
     
     
     
     
     
     
     











Рисунок 1.4 - Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней среды
     
     Следует отметить, что ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Последняя характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема. Ситуация риска включает в себя следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность (рисунок 1.5) [7, с. 112].
     



РИСК



     Рисунок 1.5 - Элементы, характеризующие сущность риска
     
     В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, моральных и других потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных предпринимателем (фирмой) целей учитывать риск при принятии и реализации  решений.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.